Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Тормозные жидкости для автомобиля

    Тормозные жидкости

    Автовладельцы зачастую считают, что тормозная жидкость в их автомобиле вечная, и заливается раз и навсегда, либо просто ленятся производить плановую замену тормозной жидкости, предусмотренную производителем. Совершенно напрасно. Тормозными жидкостями обычно называют рабочие жидкости, применяемые в различных гидравлических системах автомобилей. Традиционным является применение тормозных жидкостей в гидроприводах тормозной системы и сцепления.
    Тормозные жидкости также могут применяться в других системах, например, в качестве рабочей жидкости для централизованной гидравлической системы и гидроуслителя рулевого механизма.
    В большинстве случаев в подобных системах применяются синтетические жидкости, произведенные на основе гликолевых эфиров, полиэфиров и боратов.
    Реже применяются так называемые «минеральные» тормозные жидкости типа LHM (liquide hydraulic minеrale). Например, на автомобилях Citroen подобные жидкости используются одновременно в тормозной системе, гидравлической системе подвески и в гидроусилителе рулевого управления. Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям. Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям, напрямую связаны с выполняемыми ими функциями и условиями работы. Вот основные из них:

    Текучесть при низких температурах

    Чрезмерное загустевание жидкости при низких температурах может привести к замедлению реакции и снижению эффективности работы (вплоть до полного блокирования) тормозной системы. При выборе тормозной жидкости необходимо учитывать предельные зимние температуры, характерные для данной климатической зоны. Самым опасным является случай, когда в пути температура окружающей среды падает до критических значений (-30°С и ниже). При этом некачественная, неправильно подобранная или уже отработавшая свой срок тормозная жидкость может застыть в магистралях тормозной системы прямо во время движения, что означает полный отказ тормозной системы. Подобное может произойти также при выезде из относительно теплого гаража на сильный мороз.

    Сохранение вязкости при высоких температура и хорошие смазывающие свойства

    Пониженная вязкость при высоких температурах приводит к снижению толщины пленки до значений, недостаточных для нормальной смазки и может вызвать протечки в рабочих цилиндрах. При этом происходит замедленное, неравномерное затормаживание, а также износ и снижение срока службы подвижных элементов системы.

    Стабильность

    Рабочие характеристики тормозных жидкостей должны сохраняться в заданных пределах при длительной эксплуатации в широком диапазоне температур.
    Совместимость с резиновыми элементами, металлами, защита от коррозии.
    Тормозные жидкости не должны вызывать разбухание или размягчение резиновых элементов в тормозной системе выше установленных пределов, а также коррозию различных металлов, присутствующих в системе. В противном случае это может привести к неравномерной работе, блокированию тормозной системы или к ее выходу из строя из-за протечек.

    Высокая температура кипения

    В процессе торможения кинетическая энергия движущегося автомобиля переходит в тепло. Выделившиеся в рабочих элементах тормозной системы (колодках, дисках) тепло приводит к разогреву рабочих цилиндров, в которых непосредственно находиться тормозная жидкость, до температуры порядка 120°С и выше. При этом, уже при температурах, близких к температуре кипения (обычно на 20-25°С ниже температуры кипения), в тормозных жидкостях возможно образование паровой фазы, а, следовательно, и паровых пробок в гидроприводе. В отличие от жидкости пар сжимаем (свойство газов). В этом случае при нажатии на педаль тормоза происходит сжатие паровой фазы, и усилие не передается к исполнительным механизмам тормозной системы (педаль «проваливается»). При росте содержания воды в процессе эксплуатации температура кипения падает, и риск возникновения паровых пробок (особенно при интенсивных торможениях с полной загрузкой автомобиля) возрастает.

    Гигроскопичность

    Синтетические тормозные жидкости обладают свойством поглощать воду из окружающей среды (или гигроскопичностью). Это свойство препятствует накоплению в воды в свободном виде путем ее химического связывания, что предохраняет систему от образования ледяных или паровых пробок. Однако, при накоплении воды в объеме тормозной жидкости происходит снижение ее температуры кипения. Вода обычно попадает в систему при конденсации влаги из воздуха при колебаниях температуры окружающей среды. Этот процесс происходит независимо от «солидности» марки автомобиля. Конденсация происходит, даже если автомобиль стоит на стоянке или в гараже. Таким образом, за 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды. Падение температуры кипения до температуры порядка 130°С является критичным и жидкость подлежит замене.

    Смешиваемость

    Во избежание ошибок при применении тормозные жидкости должны смешиваться с прочими марками одобренных жидкостей в любой пропорции. В противном случае возможны нарушения в работе системы вследствие образования осадков и смолянистых отложений, коррозии металлов, разбухания резиновых элементов или образования паровых пробок. Вследствие этого все «качественно» изготовленные тормозные жидкости не нефтяной природы (синтетические), удовлетворяющие спецификациям ISO 4925, SAE J1730 и FMVSS 116 (кроме DOT 5), являются полностью совместимыми между собой (но не взаимозаменяемыми!).
    Наиболее распространен стандарт FMVSS 116, который устанавливает 3 класса для тормозных жидкостей в зависимости от вязкости и температуры кипения.
    В данном стандарте регламентируется температура кипения чистой тормозной жидкости (без воды), а также температура кипения жидкости при содержании в ней 3,7% воды («мокрая» равновесная температура кипения).

    Воздействие на резиновые детали.

    Уплотнения не должны сильно разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.
    Несколько комментариев:
    Тормозные жидкости DOT 5 на основе силикона (SBBF — silicon based brake fluids) являются «тормозными жидкостями, содержащими в обязательном порядке не менее 70% двуорганополисилоксана»;
    Тормозные жидкости DOT 5.1 — не содержат силикона (NSBBF — non silicon based brake fluids) и, аналогично DOT 3 и DOT 4, являются смесью гликолевых эфиров и боратов эстера;
    Жидкости DOT 5 SBBF не совместимы с DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF и не допускают смешивания с этими классами;
    Стандарт FMVSS 116 также требует, чтобы жидкости DOT 5 SBBF были подкрашены в темно-красный цвет, в то время как цветовой диапазон жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF близок к бесцветному янтарю;
    Жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF полностью совместимы, могут быть смешаны в любой пропорции (при должном качестве изготовления). Минеральные тормозные жидкости типа LHM применяются относительно редко. Они подкрашиваются в зеленый цвет (для избежания ошибок при применении) и не совместимы с синтетическими тормозными жидкостями, соответствующими стандартами ISO 4925, SAE Л 730 и FMVSS 116.

    Раньше

    До недавнего времени широкое распространение имела тормозная жидкость БСК. Она представляет собой смесь равного количества бутилового спирта и касторового масла с добавлением органического красителя (цвет жидкости оранжево-красный). Жидкость имела хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Ее можно использовать в гидроприводах тормозов и сцепления грузовых и легковых (кроме ВАЗ) автомобилей в зонах умеренного климата. При температуре ниже -17°С жидкость БСК из-за интенсивной кристаллизации начинает переходить в твердую фазу. Верхний температурный предел работоспособности также невелик — жидкость закипает при 115°С. При попадании в тормозную систему воды однородность жидкости нарушается, и она становится непригодной к использованию. Жидкость БСК не гигроскопична — это ее достоинство, со временем ее температура кипения снижается не так ощутимо, как у тормозных жидкостей на гликолевой основе, но абсолютные значения температуры кипения в 115-110°С не в состоянии обеспечить надежную работу тормозов современных автомобилей при режимах с интенсивным торможением. Кроме того, к недостаткам касторовых тормозных жидкостей можно отнести выпаривание спирта при работе с высокими температурами.
    Улучшенными эксплуатационными свойствами (надежная работа тормозных систем в интервале температуры от -50°С до +150°С, высокие противоизносные и защитные характеристики) характеризуются жидкости ГТЖ-22М и «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостных, противоизносных, ингибитором коррозии и др.) и красителями. Это прозрачные жидкости желтого цвета, которые имеют хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), низкую испаряемость. Жидкость «Нева» рекомендована для применения в приводах тормозов современных легковых автомобилей (за исключением ГАЗ-24 выпуска до 1985 г. из-за несовместимости с резиновыми манжетными уплотнениями гидропривода). При поглощении воды расслаивания жидкости в системе не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток этих жидкостей — высокая гигроскопичность. В результате накопления влаги в жидкости резко (с 180-200°С до 120-140°С) уменьшается температура ее кипения. Жидкость ГТЖ-22М по показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами. Более высокое качество имеет всесезонная тормозная жидкость «Томь», представляющая собой смесь гликолей (тилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозионной присадки. По внешнему виду очень похожа на жидкости «Нева» и ГТЖ-22М. Основные ее преимущества: меньшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении (с 205-220°С до 140-160°С), улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов всех отечественных грузовых и легковых автомобилей.
    Жидкость «Роса» представляет собой композицию на основе борсодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок. По внешнему виду — прозрачная бесцветная однородная жидкость. Имеет исключительно хорошие эксплуатационные свойства (особенно высокотемпературные — температура кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости 260°С и 165°С соответственно), ее можно использовать в тормозных системах всех типов автомобилей при температуре окружающей среды от -50 до +50°С.
    Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205°С, а для жидкости «Роса» — жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230°С.

    Замена тормозной жидкости

    Когда менять тормозную жидкость? В зависимости от условий эксплуатации и климата растет содержание воды в тормозной, жидкости. Тормозная жидкость должна быть заменена при достижении температуры кипения примерно в 125-130°С для предотвращения образования паровых пробок в системе. Практически температура кипения может быть определена путем измерения, например, плотности жидкости в бачке. Однако, это не так просто, и производители в основном рекомендуют периодичность замены с определенным запасом, обычно раз в 1 — 3 года. Интервалы замены обычно увеличиваются с ростом номера DOT. Рекомендация здесь может быть только одна: не забывать вовремя менять тормозную жидкость (стоимость этой работы невелика) и руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля, как при выборе марки тормозной жидкости, так и при определении интервала ее замены. Эта операция полезна и еще с одной точки зрения: при замене вместе с жидкостью убирается воздух, который неизбежно накапливается в тормозной системе в процессе эксплуатации.

    Динамики для рупора govoritel.ru.

  (c) moskvich2140.ru